В рубрике “много думала про экологию”. - Пыталась сформулировать, вокруг каких тем крутятся мои размышления, что меня интересует / триггерит. Получается, что центральная тема - это тема этики. А термин “экология” выглядит всё менее удачным. Этика в понимании Дойча - занимающаяся «проблемой того, что делать дальше и, в более общем смысле, какую жизнь вести, какого мира желать». И при этом являющаяся знанием, производимым по тем же принципам, что и научное (то есть таким, которое хотя бы в какой-то степени можно считать непротиворечивым, и корректным). Правда, “этика” у меня плотно смыкается с “эстетикой”. - Мои внутренние рассмотрения идут в многом в категориях “красиво-некрасиво”. В этом смысле мне не настолько интересен конкретный результат - ведут ли мои действия к “спасению природы”, учитывая их микроскопический масштаб; тем более как спастись человечеству в случае коллапса биосферы. Интересна именно сама модальность проживания, что мы выражаем какое понимание, отношение своими моделями жизни и через конкретные действия. Насколько это красиво. ) Далее по этой линии высадилась на идеи безмасштабной* (scaleless) этики, с подачи А.Левенчука. В его формулировках “Этичность должна рассматриваться без какой либо индивидуальной, расовой/религиозной и даже видовой пристрастности. Деантропоморфизация этического мышления будет полезна в том числе и про людей.” (https://ailev.livejournal.com/1618585.html) * Безмасштабное описание - применимое для систем любого масштаба, от молекулы до общества. В текущем “повседневном” понимании предмета неизбежны противопоставления интересов (конфликты между уровнями), которые мы имеем возможность наблюдать чуть чаще, чем непрерывно. - Свои-чужие (парохиальная этика). Моё наболевшее “человек vs природа” относится сюда же. Защищать ли природу от людей или людей от дикой природы - на этом уровне не решается, нужна другая модель понимания. Кстати, интересно, что из этой оптики рекомендуемый среди “духовных практик” отказ от отождествлений видится как необходимое условие развития научной мысли. Поскольку, кажется, сложно мыслить про безмасштабную / не-парохиальную этику, будучи жестко фиксированным в конкретном модусе восприятия. До этого момента всё прекрасно, только вот дальше - кажется, никто решением задачи разработки этой безмасштабной этики не занимается, или мест, где такая деятельность ведется, мне обнаружить не удалось. Работы Фристона, Ванчурина - примеры заходов на безмасштабное описание "всего". Но им не до этики. ) Если вдруг кто-то не только понял о чем это я )), но еще и обладает какой-то информацией по теме - подскажите адресов. )